Византийское искусство (Развитие)

Сменивший Юстиниана император Юстин 2-ой (565-578)  также активно покровительствовал искусствам. Некоторые из мозаик, открытых в храме Святой Софии американским Византийским институтом, связывают с проведёнными по его указанию восстановительными работами, а документы свидетельствуют о том, что ряд произведений искусства он отправил в качестве подарков в другие страны. Среди них были украшенный эмалью реликвий, посланный в дар монастырю в Пуатье, и прекрасный серебряный крест, подаренный римскому папе; он до сих пор хранится в Ватикане, хотя и претерпел значительные переделки, не тронутой осталась лишь часть с оборотной стороны.

Однако самым значительным памятником 7-го века являются мозаики церкви Святого Дмитрия в Салониках

Она была заложена в 5-ом веке но затем почти полностью перестроена после пожара, случившегося между 629 и 634 годам, поэтому почти все её мозаики хронологически должны занимать место между этим событием и иконоборчества в 730 году. Сохранившийся декор - не изображение библейских сцен, что естественно было бы предположить для церкви, занимавшей важное положение, - почти все мозаики посвящены Святому Дмитрию. Не столбах по сторонам апсиды он изображен вместе с клириками, а на стенах нефа - вместе с богомольцами и донаторами. Одна из лучших стен находится на северной стороне южного столба, напротив апсиды.

Мозаики, украшающие неф, по большей части погибли во время второго страшного пожара 1917 года, сильно  повредившего здание, так что от них остались лишь фрагменты; сохранились правда фотографии

Мозаичисты, работавшие в Дамаске, развили различные приёмы дальше и создали ряд поражающих удивительной силой воображения и красотой композиций, где можно бесконечно рассматривать расположенные на холмах города и селения, виднеющиеся в просветах между деревьями (символ Древа жизни). Новые мозаик интересны ещё и тем, что у них нет людей и животных, и в этом они предваряют искусство, которое будет господствовать на территории Византии с 736 по 843 год, года императорским эдиктом изображения Святых и священных сюжетов запретят.

Год 730-й был переломным в истории константинопольского искусства, так как император Лев 3-й (717-741) издал эдикт, запрещающий антропоморфные изображения в религиозном искусстве. Идея была нова. Такие символы, как рыба и павлин, получили распространение в годы раннего христианства, а монограммы в виде переплетённых греческих букв Х и Р, обозначающих Христа, были не просто буквами и имели не только декоративное значение. Ещё в правление Юстиниана один епископ сорвал и выкупил из своей церкви пелену с изображением Христа, а на обратной стороне большинства монет, выпущенных до 726 года, изображался не Христос, а крест, даже если на лицевой стороне был помещён портрет императора.

 В Константинополе запрет был принят обществом не более, чем идеи пуританства в Англии 17 века, но, не смотря на сопротивление, он сразу же распространился на все официальное искусство, и прежнее убранство, включавшее изобразительные мотивы, уничтожалось и заменялось чисто декоративным и символическим.

Во время иконоборчества получили распространение кресты малых размеров, концы которых часто завершились попарно шарами или ответвлениями; эти «процветшие кресты» помещались между листьями аканта, поднимавшимися по сторонам. Такой мотив часто встречается в скульптуре.

Этот тип креста скорее всего ближневосточного происхождения, поскольку был распространён среди несторианцев, которые заимствовали его из Месопотамии, где был расположен главный центр их движения и занесли в центральную Азию, Индию и Китай.

Несомненно, в Константинополе существовало много других примеров церковного декора, подобно тому, что сохранился в апсиде церкви Святой Ирины, но почти все аниконические изображения после отмены иконоборчества были заменены фигурными композициями.

После поражения иконоборчества орнаментальные мотивы были вскоре заменены фигурными росписями, которые включали не только изображение Христа, но и сцены из жизни, а также библейские сюжеты и иногда эпизоды из не менее известных апокрифических текстов.

Иконоборческое искусство. Господствующее более столетия, оставило, однако, значительный след. Строгость композиции характера для многих пластинок слоновой кости 10 века, которые составляют одну из славных страниц в искусстве Константинополя великой Македонской эпохи (843-1056).

Однако тенденция к абстракция  и умозрительность наблюдалась не во всём византийском искусстве. С конца иконоборчества существовала сильная противоположная тенденция, и многое из того, что было создано а после иконоборческое время, предстаёт как «возрождение», в буквальном смысле слова- это почти прямое копирование ранее существовавших образцов.

В миниатюрах античные аллегории отсутствуют, иллюстрации носят сугубо повествовательный характер и рассказ ведётся чисто событийно, миниатюры расположены на странице в два или три регистра в каждом из которых одна- две сцены "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим".

Такие образцы резной слоновой кости как хранящийся в парижском Кабинете медалей пластина с изображением сцены коронования императора Романа и императрица Евдокии, состоявшегося в 945 году, остаются непревзойдёнными шедеврами во всей истории искусства.

Они представляют период наивысшего расцвета придворной школы, когда её отличали совершенство техники, красота и гармония композиции. Но она не было единой, и на основе стилевых различий можно выделить особенности разных мастерских.

Однако наивысшего развития новый трансцендентный стиль достиг в убранстве церквей. В 9-10-ом веках в Константинополе был создан целый ряд мозаик, образцом для которых служили, как полагали до недавнего времени, мозаики церкви Неа Василия 1-го.

В это время церковная служба должна была напоминать события и места, где они проходили: Рождество ассоциировалось с Вифлеемом, Крещение- с рекой Иордан и т.д., и каждому эпизоду соответствовало особое место в церкви. Сам же мир был похож на прямоугольный ящик, и Вседержатель сверху взирал на него. Пантократор в куполе царил над всем пространством храма, подобно тому, как Бог властвовал над миром. Вблизи фигуры Пантократора располагались главные эпизоды его жизни, а ниже или, возможно, в боковом приделе или апсиде изображались ветхозаветные сюжеты или сцены жития Богоматери. В самом низу помещались стоящие фигуры Святых, которые представляли как людские заступники и посредники между Землёй и Небом, а в апсиде- отцы Церкви. Творцы и законодатели литургии.

Идеи и правила , положенные в основу подобной системы оформления храма, были освящены Церковью, и художник не имел права от них отступать.

Мозаика Македонской эпохи  дошла до нас весьма фрагмертарно6 сами композиции сильно пострадали от времени, а в каждой церкви уцелела лишь какая-то часть всего декора. Таким образом, чтобы восстановить всю систему, разработанную в 9-ом веке, необходимо соединить в нечто целое части, сохранившиеся в каждой церкви. Нарушив при этом строго хронологический принцип. Самый выразительный образ Пантократора находился в куполе церкви Успения в Дафнии, близ Афин.

Интерьер церкви в Хосиос Лукас весь сияет и блещет яркими красками своих удивительных мозаик. Но хотя они гораздо чем какой-либо другой византийский памятник дают представление о декоративной системе средневизантийского храма, их стилю не достаёт утончённости свойственной придворной столичной школе. Здесь же преобладает более примитивный грубоватый, но и более экспрессивный стиль; иногда его называют монастырским.