Византийское искусство (Начало)

Искусство Константинополя

Безусловно самое прекрасное, изысканное и наиболее совершенное в искусстве данного периода, связано с главным городом Византии, Константинополем, к которому было приковано внимание цивилизованного мира н6ачиная с 330 года-времени, когда он стал столицей,- и до его захвата турками в 1453 году.  

Хотя созданные в Антиохии и Александрии произведения искусства весьма значительны, и многие из того, что самым важным центром художественного творчества был Константинополь. Именно здесь оно сущёствовало под покровительством императора, здесь был императорский двор, здесь находилась резиденция наиболее влиятельных представителей церковной власти.  

При Юстиниане (527-565) этот город стал столицей огромной империи, простиравшейся от Испании до Сирии, и никогда в нём не было более великого и просвещённого покровителя искусств, чем Юстиниан. Чтобы дать представление о масштабах его роли в развитии византийского искусства, достаточно перечислить построенные при нём храмы : в столице это церкви Святой Ирины, Святых Сергея и Вакха, Святых апостолов, наконец, Святой Софии; в Равенне - Сан Витале и Сант- апполинаре Нуово; им финансировались постройки в Святой земле -в Иерусалиме и Вифлееме, а так же в Эфесе, на горе Синай и во многих других местах. Но самый прославленный из них, конечно же храм Святой Софии.

 Не смотря на то, что часть огромной империи Юстиниана, прежде всего Северная и Центральная Италия, отпала в скоре после его смерти, значение столицы как центра искусств и культуры не уменьшилось. Исследования показали, что большое число значительных  произведений появилось в период между 565 годом-годом смерти Юстиниана - и 726-м, когда священные антропоморфные изображения были запрещены, и начался период так называемого иконоборчества (726-843).

Ряд произведений этого времени следует отнести к константинопольской школе на основе прямых свидетельств - например, надписей или письменных  источников; другие могут быть расписаны ей на основе стилистических признаков, поскольку правление Юстиниана сложилось совершенно новая, столичная манера, и  созданные в Константинополе произведения превосходили по качеству исполнения самые лучшие из тех, что появились в Александрии или Антиохи.

Диль называл Константинополь Парижем Средневековья, однако расцвет Царьграда начался около 500 года, до того как после завоевания арабами Сирии и Египта в 7ом веке и наступившего несколько раньше упадка Италии потенциальные соперники столицы были устранены, Новый подъём Запада начался лишь около 800 года благодаря гению императора Карла Великого, однако только в 11ом веке там появился новый, оригинальный и прогрессивный стиль, известный под названием  романского.

Что особенно поражает а политике Юстиниана, так это её универсальный характер, поскольку она охватывала не только крупны6е сооружения, но и произведения малых форм, выполненные из самых различных материалов - слоновой кости и металла, мрамора и известняка. Представляется, что путь по которому пошло искусство эпохи Юстиниана, ярко отражают созданные в это время замечательные изделия резной слоновой кости: они с одной стороны, обращены  к мотивам древнего классического искусства, но, с другой- подход и трактовка изображений отличается новизной, иной образность, меньшим  числом натуралистических деталей, оставляя больше простора воображению.

Мастера мозаики времён Юстиниана также создавали великолепные, поражающие величием композиции, где моделирование фигур подчас основывалось на античных прототипах, но при этом их восприятие и трактовка были абсолютно новыми, уже можно заметить интерес  к ритмической упорядоченности композиции, столь характерной для византийского искусства.

Подобные процессы происходили и в ювелирном искусстве, и в художественной обработке металла, где мастера если и обращаются к мифологическим темам, то почти отказываются от античных принципов изображения: фигуры отделены от свободного пространства фона подчёркнутым силуэтом - приём, полностью чуждый классическому искусству.

Те же особенности мы видим в композиции мозаичных полов в Большом дворце Константинополя создание которых, по всей вероятности, началось при Юстиниане.

Сами по себе фигуры на мозаиках сделаны подчас в столь классицизирующей манере, что возникает соблазн датировать константинопольские полы почти на два века раньше, однако в расположении изолированных одна от другой сцен фигур, выделяющихся силуэтами на свободном фоне, ощутим уже средневековый подход.

 В то же время была создана система скульптурного декора зданий, в котором стали меньше использоваться античные мотивы. Основу того или иного мотива составляют листья, для мастера важна не верность натуре, но орнаментный узор, который они образуют. Это особенно ясно видно в церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе (Ил3),одной из первых построенных Юстинианом; это едва ли не самая маленькая по размерам церковь является во многих отношениях одним из самых прекрасных памятников той эпохи.  

Стилистические изменения времён Юстиниана стали провозвестниками новых воззрений, во всяком случае, новой иконографической системы в религиозном искусстве, которая была одобрена Церковью и, не смотря на иконоборчество 7-8-ых веков, использовались с небольшими изменениями до конца существования византийской культуры. Эти перемены наиболее очевидны, а одном из самых ранних дошедших до нас списков Евангелия, Пурпурном кодексе из Россано. Возможно, Евангелие из Россано было выполнено в 6-ом веке на западе малой Азии, либо в самом Константинополе.

Однако наиболее полное представление обо всех происшедших тогда изменениях и новшествах можно составить на примере великого храма Святой Софии.

Именно здесь были максимально использованы перекрытия и нашли блестящее воплощение новые архитектурные идеи. Эксперименты в перекрытии куполом квадратных, прямоугольных или крестообразных в плане помещения проводились в течение многих лет как на Востоке, так и на Западе, но лишь благодаря архитекторам Юстиниана эти попытки обрели черты законченного стиля, и прежде всего благодаря Святой Софии купольные сооружения отныне получили распространение почти повсюду в византийском мире.

 Вероятно, величайшее новаторство Святой Софии заключалось - в отличие от античного храма, например Парфенона. старой базилики Святого Петра ил церкви Санта Мария Маджоре в Риме - в понимании здания в первую очередь как интерьера. Внешний вид Святой Софии, несомненно, Впечатляет, но именно интерьер создал ей славу; улетают прочь все земные мысли, и душа устремляется к небу. Подобно тому, как в христианском учении внутреннее и духовное преобладает над телесным и внешним, в храме Святой Софии не наружная оболочка здания, а решение его интерьера было призвано выразить эту идею.

О былом величестве храма свидетельствуют сохранившиеся капители колонн, карнизы, мраморная облицовка, полихромные фризы. Мозаики, ныне украшающие Святую Софию, относятся к более позднему времени; серебряный амвон, шёлковые занавеси, убранство алтаря и многое другое погибло, так что можно лишь вообразить первоначальный облик величественного храма.

Одной из наиболее значительных особенностей храма Святой Софии был его план, точнее, то, как он соотносился со структурой здания в целом.

Планировка сохранила в основе тип трёхнефной базилики, но однообразные ряды колонн прерывались встроенными мощными столбами, служившими опорами для купола, который опирался на паруса. Но это совершенное архитектурное решение- переход от квадрата основания  к окружности купола- не было воспринято повсюду, и даже после 12 века продолжал существовать другой вид переходной конструкции- тромпы, арки и нишеобразные своды, перекрывавшие углы подкупольного квадрата. Таким образом, план Святой Софии восходил к двум типам построек с одной стороны. Это была вытянутая в длину базилика, наиболее популярная в христианском Риме4 с другой- центрическое квадратное сооружение, перекрытое куполом.

 Возможности первого типа были довольно ограниченными, поскольку здание могло увеличиваться лишь в длину; второй тип предлагал множество решений, так как легко можно было продолжить все 4 стороны квадрата. Это давало возможность возводить церкви с  двумя, тремя и большим числом куполов над рукавами  положенного в основу плана креста.

Позднее новшества в целом были гораздо меньшими по масштабу, да и цель архитекторов теперь заключалась в стремлении придать интерьеру не величие, а, на против, большую интимность и замкнутость. Планы усложнились в размере, поднятые на барабаны, они становились башнеобразными выступами, как в церкви святых апостолов в Салониках начала 14 века.

Однако идея соединения трёхнефной церкви с крестообразным планом продолжала реализовываться ещё в течение долгого времени, и планировка большинства зданий, созданных после 7-го века, принадлежало к типу так называемого вписанного креста; снаружи такие постройки имеют вид прямоугольного здания, в интерьере поддерживающие купол колонны и столбы, а так же поднятые на большую высоту главный и поперечный нефы создают впечатление креста, выявленного в конструкции перекрытия

Концом 6-7-ым веком датируется не малое количество произведений скульптуры резных капителей, замковых камней и других деталей, сохранившихся в церквях или найдены  во время раскопок. Многие из низ украшены растительным и геометрическим орнаментом, но фигуры встречаются редко.