Византийское искусство (Финал)

Правитель не слишком мудрый, Константин Мономах (1042-1055) прославился как ревностный покровитель искусства. Кроме мозаик святой Софии и храма на острове Хиос, его имя ассоциируется с прекрасными эмалями, которые украшали его диадему и ныне хранятся в Будапеште. На одних пластинках помещены портреты самого Константина, императрицы Зои и её сестры Феодоры, на других представлены полуфигуры  танцовщиц (восточное веяние, популярное в середине 11-го века).

Под руководством церкви и при покровительстве императорской власти было создано множество великолепных мозаик и почти не уступавших им по красоте фресок, роскошно украшенных книг, поражающих бесподобным мастерством изделий из слоновой кости. Вся эта деятельность  направлялась из Большого императорского дворца; именно оттуда исходила инициатива, там размещались различные мастерские, и сохранившиеся тексты дают возможзность составить представление о  существовавших в них условиях труда.

Мастера были объединены в корпорации, большинство которых носило закрытый характер, так что и вступать в них, и выйти было одинаково трудно. Самой большой и влиятельной из них была корпорация ткачей.

Другими видами  прикладного искусства, которыми славились мастерские Большого дворца, были художественная обработка металлов и производство эмалей. С именем Константина 7-го (913-959) связано одно из самых прекрасныхи драгоценных сокровищ -ставротека  (реликварий для частиц Истинного Креста), находящаяся ныне в немецком городе Лимбурге-на-Лане.

Самый прекрасный образец работы константинопольских мастеров это ставротека из сокровищницы собора Святого Марка в Венеции (в нём была найдена большая часть сохранившихся драгоценных произведений), она выполнена из позолоченного серебра, украшена драгоценными камнями и перегородчатой эмалью.

Почти все выше перечисленные предметы относятся к 10-му или 11-му4 веку и свидетельствуют о богатстве и блеске великой Македонской эпохи. Золото и позолоченное серебро были  в ту пору  обычными материалами для изготовления предметов роскоши.

Казалось бы, после рассказа о подобных шедеврах трудно говорить о византийской керамике , которой, безусловно, было нелегко соревноваться с персидской или китайской, тем не мение а ней использовалось несколько очень интересных техник, аналогий которым нигде больше не встречается, а некоторые изделия с уверенностью можно отнести к выдающимся произведением искусства. Наибольший интерес представляет техника, именуемая обычно полихромной. Живописный декор наносился на тонкостенный сосуд из белой глины и затем покрывался тонким слоем прозрачной глазури. Большинство керамических изделий этой группы датируется 9-ом веком, но такая техника использовалась вплоть до 12-го столетия, когда её сменила другая.

Состав глины и роспись сосудов менялась в зависимости от места изготовления, но в основном это была белая глина.

Глиняная посуда получила в македонскую эпоху широкое распространение и, вероятно, активно эксплуатировалась

Однако в 12 веке не смену этой керамике пришла керамика иного типа. Сосуд изготовлялся из красной глины, а роспись выполнялась в технике граффито. Весь сосудпокрывался тонкой обмазкой из белой глины (ангоб), затем по мягкой глине наносился врезной рипсунок, сосуд покрывался глазурью и обжигался. Там, где глазурь покрывает обнажённую гравировкой поверхность сосуд из красной глины, она темнее, а в местах, покрытых белой глиной,- светлее.

С приходом к власти следующих династий: Сначала Дуков (1059-1081), а затем Комнинов (1081-1185)- никаких особо резких изменений в характере византийского искусства не произошло, однако в 12-ый век ознаменовался рождением новых тенденций, которые привнесли в искусство большую интимность и глубину.

В начале столетия, хотя границы империи сужались, её богатства уменьшались, по- прежнему создавались мозаики, следовавшие принципам, заложенным в 9-ом веке.

Манера исполнения мозаики становится холодноватой и бесстрастной, фигуры изображались в строго фронтальных позах . Линейный стиль сказался и на технике исполнения6 кубики мозаики на лице выложены параллельными линиями, а пробелы подчёркнуты необычайной резкостью. В определённой мере подобная линейная стилизация ощущается и в чудесной иконе с изображением Христа из Национального музея во Флоренции, датируемой примерно 1150 годом, такая манера становится характерной также для эмального искусства того времени, произведения которого значительно отличаются от более ранних памятников.

В противоположность этой тенденции к линейной стилизация, следовательно к большему формализму, характерной для искусства 11-го века, начала складываться также другая ясно обозначавшаяся тенденция - у большей мягкости и задушевности образов, которая дала толчок становлению новогогуманизма. В определённой мере тот жеподход виден в прекрасной пластинке резной слоновой кости из Музея Великобритании и Альберта, где в центральном медальоне изображён Иоанн Креститель, а в остальных четырёх - апостолы.

Эти образы, по сравнению с изделиями из слоновой кости10-го века, могут показаться ещё более утончёнными, даже несколько женственными.

Трудно назвать более удивительный и прекрасный образец этого нового стили, чем икона, известная под названием Владимирская Богоматерь, созданная в Константинополе около 1125 года и затем привезена в Россию.

О новом подходе свидетельствуют не только мягкость и одухотворённость образа, но и положение фигур, и порывистое движение Младенца, прижавшегося к лицу Богоматери. Подобное проявление чувств было невозможно в более ранние эпохи, когда эти персонажи воспринимались не как мать и дитя а как символы веры6 Мать, представляющая Сына как Спасителя мира и Сын, дитя без возраста, существующий отдельно от Богоматери. Вполне вероятно, что эта тенденция получила дальнейшее развитие в мозаиках и фресках, которые были созданы в Константинополе примерно после 1125 гола, но они не сохранились.

Другим видом искусства, получившим развитие в эту эпоху, в том числе, возможно, и по экономическим соображениям, былаиконопись. Безусловно, её развитие началось сразу же после окончания эпохи иконоборчества, но от 9-10-ых веков не сохранилось не одной иконы.

Разграбление Константинополя во время Четвёртого крестового похода положило конец художественной жизни столицы, а византийские императоры смогли вернуться сюда лишь в 1264 году. Эта дата стала началом новой и, с точки зрения художественных достижений, одной из самых важных глав в истории византийского искусства. Но искусство Константинополя оставило огромный отпечаток не только в христианстве, но и во всём мировом искусстве в целом.