Византийская Греция

Римская империя оказалась расколотой надвое, а решение Константина перенести столицу на восток довершило разрыв между западным Средиземноморьем, говорящим на латыни, и восточным, где люди говорили по-гречески. Это разделение во многом предопределило историю человечества в Средние века и в дальнейшем наложило отпечаток на всю европейскую культуру и духовность. К концу IV столетия сформировалось две империи с совершенно различными судьбами. Если западной суждено было погибнуть под напором германских племен, то восточная пережила все трудности и развилась в мощную средневековую державу, известную под названием Византийской империи.
Хотя мы, представители западноевропейской ментальности, называем жителей Византийской империи греками, они сами — несмотря на то что говорили по-гречески — считали себя ромеями, т. е. римлянами, истинными наследниками классического Рима. На самом деле эллинистический Восток оказал сильнейшее влияние на Византию. (Здесь можно провести параллели с ситуацией в современной Турции, где правительство упорно связывает будущее страны с Европой, в то время как простые люди обнаруживают прочную связь с восточной и, в частности, исламской традицией.) Константинополь со временем превратился в крупнейший центр — интеллектуальный и культурный — всего христианского мира. Его епископ, которого по традиции называют патриархом, занимает главенствующее положение по отношению к другим патриархам — Александрии, Иерусалима и Антиохии (хотя те и были утверждены значительно раньше).
Не стоит путать главенство Константинопольского патриарха с приматом Римского епископа (или, иначе, папы) над всеми западными церквями. Сложившаяся на Востоке традиция вселенских соборов, на которых принимаются и утверждаются все основополагающие решения, делает невозможным единовластие патриарха, сравнимое с автократией католического папы. Эти различия в церковной иерархии, наряду с определенными теологическими разногласиями, породили определенные сложности в отношениях между греческими и латинскими богословами.
Со временем эти сложности и противоречия накапливались и в конце концов привели к расколу, результатом которого стало образование двух церквей — православной и римско-католической. Кульминация наступила в 1054 году, когда оба верховных священнослужителя — папа и патриарх Константинопольский — взаимно отлучили друг друга от церкви.
История Византии по сути представляет собой историю борьбы за выживание. Начиная с VII столетия Византийская империя вынуждена была противостоять экспансии ислама, которую несли с востока бесконечные воинственные завоеватели из Сирии, Египта и Северной Африки; на западе ей угрожали славяне и булгары, с XI века к ним добавились еще
и норманны, франки, венецианцы — все эти народы пытались отвоевать себе право на византийские земли. Дело кончилось тем, что турки захватили Анатолию и остальную европейскую часть Византии. Это имело фатальные последствия: в XV веке Византийская империя прекратила свое существование.
На момент раздела Римской империи на две половины Греция автоматически оказалась в восточном лагере — так уж сложилось, что у большинства людей она ассоциировалась скорее с Византией, чем с Западом (тому был ряд причин, как географических, так и культурно-исторических). Но вот место ее в этом лагере оказалось довольно-таки незавидным. Как-то незаметно Греция (и в особенности Афины — сердце классической языческой традиции) уступила свою роль центра эллинистической культуры христианскому Константинополю. Большую часть византийской истории Греция довольствовалась ролью тихой провинциальной окраины. В V веке германские племена визиготов, теснимые дикими гуннами, пересекли Дунай и вторглись в пределы империи. Разбив римскую армию, они прошли маршем по всей территории Греции, разоряя города и уничтожая произведения искусства, ценности которых они не понимали.