Искусство

В скульптуре архаического периода наметились два основ­ных типа, преобладавшие в греческом искусстве последую­щего времени: обнаженная мужская фигура — ее называли курос («юноша»), и задрапированная женская — кора («дева»). Эти монументальные фигуры-посвящения, созданные, ско­рее всего, под влиянием египетской традиции, возводились в святилищах или на кладбищах Ионии, полуострова и гре­ческих островов. В дельфийском святилище обнаружена великолепная пара куросов, вырезанная из мягкого извест­няка и относящаяся к началу VI века до н. э. На их постамен­тах высечены имена «Клеобис» и «Битон». История этих юношей сохранилась в переложении Геродота. Однажды ска­зочно богатый лидийский царь по имени Крез принимал у себя в гостях Солона. Воспользовавшись случаем, он задал вопрос мудрому афинянину: «Кто является самым счастли­вым человеком на свете?» Крез, очевидно, ожидал услышать свое имя и очень удивился, когда Солон назвал какого-то неизвестного афинянина, погибшего при защите своего го­рода. «Ну, хорошо, — продолжал допытываться Крез, — а кто же после него счастливее всех?» И снова царя ждало разоча­рование: Солон привел имена Клеобиса и Битона. Их мать была жрицей Геры и как-то раз захотела отправиться в Аргос на празднество, посвященное своей богине. Поскольку все быки оказались занятыми на полевых работах, то сыновья сами впряглись в колесницу и катили ее до самого храма.

Растроганная мать обратилась с молитвой к Гере, чтобы та даровала ее сыновьям величайшее счастье, какое воз­можно для смертных. Ее мольба была услышана: оба юно­ши умерли во сне на ступенях храма. Смысл этой притчи Крез осознал позже, когда он потерпел страшное пораже­ние от персидского царя Кира. В том сражении Крез лишил­ся своего царства и всех богатств. Мало того, он и сам попал в руки врага и должен был принять мученическую смерть. Стоя на костре, Крез воскликнул: «Теперь я понимаю пра­воту Солона: никто не может претендовать на звание счаст­ливого человека, пока не умрет!» Заинтригованный Кир потребовал объяснить столь странное высказывание. Ус­лышав историю, он устыдился и решил помиловать врага. Увы, костер уже разгорелся, и сколько ни старались по­мощники Кира, они не могли загасить пламя. Ситуация выглядела безнадежной, но тут Аполлон услышал мольбу несчастного Креза и послал ливень, чтобы потушить огонь и спасти его жизнь.

Если ранние скульптуры, подобно статуям Клеобиса и Битона, выполнялись в известняке, то позже греческие масте­ра перешли на мрамор, который в изобилии имелся на мате­рике и островах. Использование этого прочного и красивого материала обеспечивало великолепные результаты. Возмож­но, современные зрители, воспитанные на девственно-белых мраморных статуях Ренессанса, сильно удивились бы, но греческая скульптура той поры была раскрашена в яркие цвета. Мне понятно ваше недоверие, уважаемый читатель, тем не менее не стоит забывать, что большинство древнегре­ческих памятников, выставленных в музеях Европы, явля­ются всего лишь римскими копиями и сильно проигрывают в жизненности изображения своим греческим оригиналам.

Как раз в архаический период сложился традиционный тип греческого храма, в основу которого положен план Ми­кенского дворца. Центральное место здания занимал внут­ренний священный зал под названием мегарон. В понима­нии греков храм — это прежде всего жилище божества. По­этому центральное помещение (наос или целла) отводилось для культовой статуи бога или богини. Со всех сторон оно обносилось колоннадой (перистилем). Весьма вероятно, что эти колонны, как и украшения на фасаде греческого храма, восходят корнями к тому времени, когда строили еще из де­рева и глины. (Павсаний, знаменитый писатель-путеше­ственник II века н. э., составивший своеобразный путеводитель по Греции, описывает деревянные колонны, которые он видел в олимпийском храме Геры.) Для украшения грече­ских храмов использовались три главных «ордера»: дорий­ский, ионический и возникший позже других коринфский. Эти ордеры оказали глубокое воздействие на развитие со­временной архитектуры и дизайна. Взгляните хотя бы на скромный почтовый ящик, стоящий на углу каждой английской улицы. В нем тоже заметно влияние Древней Греции: по краю грибообразного купола располагаются декоратив­ные зубцы, позаимствованные у греческого храма.

В этот период наблюдается бурное развитие и в других отраслях человеческой интеллектуальной деятельности, та­ких как наука, философия и литература. Большой вклад в греческую культуру внесли жители Ионии — наверняка бла­годаря тесному контакту с развитыми цивилизациями Ближ­него Востока. Такие выдающиеся мыслители, как Фал ее, Анаксимандр и Пифагор, пытались решить важнейшие во­просы мироздания. Появилась целая плеяда лирических по­этов, не говоря уж о великом Гомере, который тоже считает­ся выходцем из Ионии. Именно в этот период он создал свои знаменитые эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». И хотя материалом для них послужили события давно ми­нувших дней — перипетии Троянской войны и дальнейшие странствия Одиссея, эти произведения настолько полно от­разили представления феков об их собственном мире, что гомеровские поэмы легли в основу греческой культуры и оста­вались эталоном для всех просвещенных людей Византий­ской эпохи и Средних веков.