Дорийцы

Новые греки говорили на диалекте, схожем с тем, что имел хождение на северо-западе Греции. Они заняли весь Балканский полуостров, исключая Афины, и образовали новый правящий класс.

Это «вторжение» вызвало волну эмиграции: часть местного населения переселилась на острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии (в нынешнюю Турцию). Они образовали греческие поселения, где говорили на различных диалектах микенского языка: ионическом, эолийском и аркадо-ки при иском. С ними смыкается так называемый восточно-греческий диалект в Аттике — язык афинян, которые, как полагают, сохраняли тесную связь с колонией ионийцев в Малой Азии.

Однако сами дорийцы не ограничились материковой частью Греции. Они тоже участвовали в миграции, пересекая Эгейское море и оседая на Крите, Родосе и Ликии (на юго-западе Турции). Различие в языке способствовало углублению этнического антагонизма и соперничества между дорийцами и остальными греками, которое сохранилось и столетия спустя, когда вновь появились письменные источники.

Триста лет греческой истории (1050-750 гг. до н.э.), последовавшие за падением микенской цивилизации, какбы канули во тьму. Наши знания об этом периоде ограничиваются крайне скудными данными, предоставленными исключительно археологией. Скудными, потому что широкомасштабного строительства в ту пору не велось. Все, что находят при раскопках, — это остатки керамических изделий.

Тем не менее следует сделать вывод о преемственности в религиозной сфере, поскольку дорийцы сохранили мифы и легенды древних времен. Ведь Гомер, писавший свои поэмы, вероятно, в VIII веке до н. э., в качестве материала использовал события, связанные с деяниями микенских царей, такие как разграбление Трои и уничтожение Фив. Эти же темы всплывали уже в V столетии до н. э. в произведениях афинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида.